Особое значение командование немецко-фашистских войск придавало захвату Ленинграда – колыбели трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра ССР. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага. В конце сентября 1941 г положение советских войск на фронте ухудшилось. К этому времени 300-тысячная группа армии «Север» полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осажденный город с большой землей, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному воздействию врага. Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. 21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада «О блокаде Ленинграда», в которых говорилось: "… сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» . Днем и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированную, многополосную оборону. В главной полосе обороны была создана широко разветвленная сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских заводов, дзоты и хорошо оборудованные открытые огневые точки давали возможность простреливать все подступы к переднему краю. Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрестках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Вражеская авиация усилила налеты на Ленинград. Пользуясь подавляющим превосходством в воздухе, бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб. Воздушные пираты не оставались безнаказанными. В сентябре 1941 г из 2712 фашистских самолетов, пытавшихся прорваться к Ленинграду, лишь 480 появились над городом, но из них 272 не вернулись на свои базы. Тогда вражеские летчики изменили тактику и стали бомбить Ленинград ночью, с больших высот. Но и в этих условиях отважные защитники ленинградского неба успешно вели с ними борьбу. Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осажденном городе становилось все тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941 г было не более чем на 30 -60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли войска. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 г, а все остальные — по 200 г недоброкачественного хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов. В сентябре 1941 г начала действовать знаменитая Дорога жизни — водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября. По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок.