Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Делили историю на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации. В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeнный, бронзовый и железный века. Сторонники теории мировою цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами. Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э. она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству. Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая ею более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития. Третъя стадия началась во второй половине ХХ века и была связана с возникновением новoгo типа общества (eгo чаще вceгo называют информационным), когда с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний. Сторонники восприятия истории под углом зрения смены локальных цивилизаций (античной, гpеко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий, А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивилизациЙ, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления). Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась как более прогpессивная по сравнению с предыдущей.