Крестовые походы (1096-1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католическойцерковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождениягроба Господня и святой земли (Палестины). 1-й Крестовый поход (1096-99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима иобразованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147-49, повод — взятие в 1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189-92, вызван завоеванием в 1187Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны. 4-й Крестовый поход (1202-04), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) противВизантии, на части территории которой после захвата крестоносцамиКонстантинополя была создана Латинская империя (1204-61). Последниепоходы — 5-й (1217-21) , 6-й (1228-29) , 7-й (1248-54) , 8-й (1270) —существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке. Крестовыепоходы (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев наБлижний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земнойжизнью Иисуса Христа — Иерусалима и Гроба Господня. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙВвидунеудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение втом, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ееслабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частяхЕвропы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идутосвобождать Иерусалим (т.н. крестовый поход детей, не включаемыйисториками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские властиотнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности сподозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути поЕвропе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкиекупцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьирынки Египта. Историки по-разному оценивают итоги крестовыхпоходов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам междуВостоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки итехнических достижений. Другие считают, что все это могло бытьдостигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишьфеноменом бессмысленного фанатизма.