Античное наследие — это все то, что сохранилось к тому времени от античности: дороги и акведуки, дома и улицы городов, произведения скульпторов и писателей, тексты законов, основные хозяйственные навыки, традиции управления государством и многое другое. Но хотела ли церковь сохранить античную науку, образование, искусство? Ведь многие служители церкви, среди которых наиболее знаменит папа Григорий I Великий, считали, что христианам нужно доступное и понятное изложение основ веры. Однако такая позиция полностью в жизнь не воплощалась. В богослужении использовался латинский язык, богословские сочинения также писались на латыни. Без античных знаний по астрономии невозможно было вычислять христианские праздники, античная строительная техника позволяла сооружать церкви. Наконец, церковь сохранила и приспособила к своим потребностям позднеримскую систему образования, которая составляла основу знаний в течение всего Средневековья. Набор учебных предметов именовался «семь свободных искусств» . Папа Григорий I. Резьба по кости. IX-X вв. «Семь свободных искусств» делили на два цикла: тривиум (по-латыни «троепутье») и квадривиум (по-латыни «четверопутье»). В состав первого цикла — наук о слове — входили грамматика (правила чтения, письма на латинском языке), риторика (умение говорить связно и красноречиво) и диалектика (умение рассуждать и спорить). Одолев тривиум, ученик приступал к наукам о числах — квадривиуму, (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Под музыкой имелась в виду теоретическая дисциплина, связанная с математическими вычислениями музыкальных интервалов. Церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры. Историки применяют к эпохе Средневековья такие определения, как христианская культура, христианская Европа. Музыкант. Изображение с миниатюры XI в. Из письма папы римского Григория I Великого (590—604) одному из епископов… Дошло до нас — и мы не можем об этом вспомнить без стыда, — что ты обучаешь кого-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжелое впечатление… Одними устами нельзя воздавать хвалу Христу вместе с хвалами Юпитеру… Из «Капитулярия (указа) о занятиях науками» короля Карла Великого (конец VIII в.) Не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно и с угодным Богу старанием прилежно им обучайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны Священного Писания… Без сомнения, тем скорее каждый читающий уразумеет это духовно, чем лучше будет он предварительно наставлен в науках… И все это должно совершаться со столь же благочестивым намерением, с коим мы это предписываем. Сравните отношение к образованию Григория I и Карла Великого. В чем причины различия их мнений? Кого называют отцами церкви? Как можно объяснить такое название? Почему в христианской церкви появилась необходимость созыва соборов? В чем значение первых соборов? Что такое ереси? Кто такие еретики? Какие ереси вы знаете? Что такое церковная иерархия? Составьте в рабочей тетради ее схему для западной и восточной церкви. Какие задачи выполняли монастыри в раннее Средневековье? Как вы думаете, неизбежно ли было появление ересей? Оцените, какую роль сыграла церковь в развитии культуры в то время. Подумайте, каким потребностям общества и государства того времени отвечала система образования. О каких достижениях раннего Средневековья можно узнать, кропотливо изучая книги того времени? Используя ресурсы Интернета, найдите интересные факты о жизни и деятельности отцов церкви: Августина, Иеронима, Иоанна Златоуста. По ресурсам Интернета и дополнительной литературе узнайте, каковы были основные правила жизни монашеского ордена бенедиктинцев. Почему верующие почитали монахов-бенедиктинцев?