Вся эта история не имела особой экономической подоплеки в самом начале. Основывалась на желании нетерпимого к людям патриарха изменить некоторые церковные обычаи и приблизить их к тем, которые на тот момент существовали в Греции. С ним вступили в конфликт примерно равные Никону по имущественному положению иерархи церкви. И у одной стороны, и у другой были свои сторонники в светском обществе, а через них — и в низах. Понятно, что это абсолютно не важно для экономики — сколькими пальцами креститься, и как кланяться, в пояс или не в пояс. Раскол начался не по имущественным причинам, это личностный конфликт. А вот дальше он нашел отражение в экономической жизни. Проигравших — «раскольников» лишили имущества, начали преследования и гонения. Они были вынуждены покидать центральную Россию и бежать на окраины. То есть обеднели. Государство с подачи церкви обложило раскольников повышенным налогом — двойной податью. Это привело к неожиданным результатам — раскольники не отказались от своей веры, но начали думать, как им платить такой налог. Начали сбиваться в артели, начали развивать капиталистические способы производства, вникать в новые технологии. И… разбогатели! К революции 1917 года основные российские заводы и предприятия принадлежали старообрядцам или выходцам из этой среды.