Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Сочетаяразработку новых средств художественного языка с теоретическимиобобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающийгуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностяхкомпозиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистическийидеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы ( «Джоконда», около 1503 года). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальныеисследования в области математики, естественных наук и механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы и оставил записныекнижки и рукописи, в количестве около 7 тысяч листов. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года, близ Флоренции в семье богатого нотариуса. Он сложился какмастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методыработы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника былтесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство састрономом Паоло дель Поццо Тосканелли способствовали зарождению научныхинтересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба вУффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традицииживописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкойсветотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческихэмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результатыбесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другиетехники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движениячеловеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургиейкомпозиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступал в роли военного инженера, гидротехника, организаторапридворных празднеств. Свыше 10 лет он работал над монументом ФранческоСфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глинянаямодель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена привзятии Милана французами в 1500 году) и известна лишь поподготовительным наброскам. На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ( «сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековымнимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природноетаинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднемплане.