С развитием единого христианского вероисповедания произошел раскол между «Западной Церковью» и «Восточной Церковью». Протестантизм ввел еще и свои особенности. 1. Католики и протестанты (лютеране) считают, что в трех ипостасях (Троица) Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. Православные считают, что Дух Святой исходит от Бога Отца. 2. В 1870 г. Католицизм в примате о Папе Римском в христианстве принял его верховенство, безошибочность и непогрешимость. Православные и лютеране, также как и все протестанты, этого не признали. 3. В католицизме все монашествующее духовенство дает обет безбрачия. В православии духовенство делится на «белое» и «черное» . «Белое духовенство» может вступать в брак, но не рукополагается в епископы и вышестоящие саны. «Черное духовенство» в православии монашествует и не вступает в брак. Лютеране первыми в знак протеста, будучи монахами, демонстративно вступали в брак. Священник в лютеранстве не считается «вышестоящим» или «ближестоящим» к Богу по сравнению с любым прихожанином. 4. В православии богослужение, особенно литургия, проводится без сопрождения на музыкальных инструментах. Во всех «западных» церквях музыкальная культура имеет особую роль. Имеется взаимное влияние и развитие культуры между церковью и прихожанами. Из музыкальных инструментов наиболее почитается орган, но не отвергаются и другие. 5. Православные крестятся сверху вниз и справа налево тремя перстами в знак почитания триединства Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Католики крестятся сверху вниз, слева направо, также, почитая триединство Бога, но пятью перстами — в знак воспоминания о пяти язвах Христовых, которые он получил, когда был распят на кресте. Лютеране могут изображать крест на своем теле, но это не обязательно. Крестным знамением обозначают прихожанина и общину при совершении святых таинств. 6. В православии и католицизме при прощении грехов важную роль играют дела верующего. В лютеранстве при прощении грехов основа то, что Иисус Христос своим подвигом и своей кровью искупил грехи человечества. Прихожанин искупает свои грехи одной лишь верой в учение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Святого Духа.