XVIII век в России принес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию. Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 г. В России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися. К концу первой четверти XVIII в. По указу 1714 г. В губерниях были открыты 42 цифирные с 2000 учащимися (к середине века многие цифирные школы были присоединены к духовным училищам, а другие закрылись). При Анне Ионновне (1730—1741) дети солдат учились в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела. Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в. В 1732 г. Учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины. С 1730-х гг. Широкое применение получила практика записывать в полк малолетних детей, так что к совершеннолетию они получали по выслуге лет офицерский чин. При Анне Иоанновне были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса. При Елизавете (1741—1762) военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 г. Вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. По инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств. Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1782 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.