Боттичелли (Botticelli; собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция, — похоронен 17,5,1510, там же) Итальянский живописец флорентийской школы. Около 1465-1466 годов учился у Филиппо Липпи. В 1481-1482 годах работал в Риме. В начале творчества Боттичелли выступает как типичный представитель раннего флорентийского Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям ("Поклонение волхвов», около 147644, Национальная галерея, Лондон, и около 1476-1477, галерея Уффици, Флоренция, диптих «История Юдифи» , 1470-1472, там же). В ряде ранних произведений Боттичелли (аллегория «Сила» , 1470, галерея Уффицци Флоренция; «Св. Себастьян» , 1474, Картинная галерея, Берлин-Далем) заметно влияние Верроккьо и А. Поллайоло. В конце 1470-х годов Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утонченности и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника. В созданных Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы ("Весна», около 1477-1478, «Рождение Венеры», около 1483-1484, «Паллада и кентавр», около 1485, — все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностью. Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов ("Мадонна дель Маньификат», около 1482-1483, «Мадонна с гранатом» , 1487, — обе в галерее Уффици, Флоренция). В ряде работ Боттичелли 1480-х годов проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства. В выполненных Боттичелли в 1481-1482 годах фресках в Сикстинской капелле Ватикана ("Сцены из жизни Моисея» , «Наказание Корея, Дафана и Авирона» и др.) величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. Портреты Боттичелли отличает острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, галерея Академии Каррара, Бергамо). В конце 1490-х годов, в период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация ("Клевета», после 1495, галерея Уффици, Флоренция; «Оплакивание Христа», после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; «Сцены из жизни св. Зиновия» Около 1505, Картинная галерея, Дрезден, Национальная галерея, Лондон, и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника. Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (1492-1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и библиотека Ватикана) при острой эмоциональной выразительности сохраняют легкость и ясность образов. Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства 15 века, отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия.