Последняя работа художника – триптих «Поле Куликово». Триптих – произведение живописи, состоящее из трех полотен, объединенных одной темой, составляющих единое целое. Левое крыло триптиха называется «Благословение на битву». Возле стен монастыря стоит, опустившись на правое колено, великий князь Дмитрий Иванович, положив руку на сердце и склонив голову перед мудрым старцем Сергием Радонежским. Суровы оба… Знает старик, на что посылает князя-воина, на какое дело благословляет его, знает и князь, что его ждет. Даже дети понимают, что огромная беда пришла на русскую землю. А вдали – от холма к холму, от леса к лесу – за реки и озера тянется эта земля, огромная и несчастная, которую надо закрыть собой. Правое крыло – «Проводы ополчения». Об этом полотне мы поговорим сегодня более подробно, но чуть позже. В центре – картина «Предстояние». Полотно, законченное за несколько дней до 600-летия Куликовской битвы, 1 сентября 1980 года, называют «триптихом мужества». Малая планета, расположенная между Марсом и Юпитером, названа в честь Юрия Михайловича – «Ракша». Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остается. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение. Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие. На переднем плане изображены женщины, старики, дети? Показав их на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шел на битву. Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. В первые минуты знакомства с картиной возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ. Прежде всего наше внимание привлекает молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая ее рука там, где бьется сердце еще не рожденного ребенка. Молодая женщина, опустившаяся на траву без сил, вызывает жалость. В ее облике столько страдания! В отчаянии она прижала руки к голове). На картине изображена мать-старуха. Она много повидала на своем веку. У нее выплаканы глаза, отсутствующий взгляд, глубокие скорбные морщины у рта. Многих своих сыновей провожала она на битву. Знает: не все вернутся обратно. На картине изображена еще одна женщина-мать. За спиной боярыни изображена мать с ребенком на руках. Она крепко прижала сына, словно пытается спасти его от невидимого врага). Седой старик в отчаянии от того, что уже не может держать меч, он поднял свой посох, как бы угрожая врагу. Он молится за сынов своих. Раньше он защищал, а теперь его защищают. Совершенно отличается от других образ женщины, которая молится. Кажется, она молится за всех, а не за конкретного человека.